Основные сведения
В МБДОУ детский сад №5 комбинированного вида города Ливны реализуется
Федеральная инновационная площадка «Апробация и внедрение комплексной образовательной программы дошкольного образования М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Ступеньки к школе» посредством организации вариативных форм образовательной деятельности» на основании Приказа ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» от 18.06.2018 г. № 1-ОД «О создании сетевых инновационных площадок института» и Письма бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» от 19.09.2018 г. № 7285-7311.
Работа началась со знакомства с одним из авторов Т.А.Филипповой. Татьяна Андреевна представила УМК ОП ДО "Ступеньки к школе", рассказала о программе, которая используется уже 20 лет, показала мастер-класс, как проводится работа с дошкольниками в Институте возрастной физиологии.
"Ступеньки к школе" - уникальная авторская методика формирования школьно-значимых функций и подготовка детей к школе. Главное преимущество программы заключается в том, что она основана на данных многолетних исследований, проводимых Институтом возрастной физиологии в 15 регионах России и охвативших 800 тысяч дошкольников.
Авторы программы разработали пособия строго соответствующие возрастным особенностям и реальным возможностям дошкольников. Задания рассчитаны на самых разных детей- медлительных, леворуких, часто болеющих, гиперактивных, обладающих разным уровнем интеллектуального развития и темпом деятельности. Успешность проекта зависит от понимания значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.
Программа снабжена методическими рекомендациями и комплексно-тематическим планированием, имеется диагностический материал. Авторы программы "Ступеньки к школе" призывают к тесному взаимодействию педагогов и специалистов ДОО с родителями воспитанников. Предлагаются разные формы работы:
-информационные (фотовыставки, стенды с литературой для родителей, открытые занятия)
-аналитические (анкетирование, заполнение карт наблюдения)
-познавательные (родительские собрания, индивидуальные консультации педагогов и специалистов ДОО, проведение мастер-классов, лекций).
Такое взаимодействие позволяет увидеть особенности поведения ребенка дома и в коллективе сверстников, выделить факторы риска и определить единую тактику взаимодействия с ребенком.
Апробируя данную программу мы должны понимать, что дети все разные и нельзя предъявлять ко всем одинаковые требования.
"Современный воспитатель должен освоить разные формы деятельности, отказаться от фронтальной работы в пользу занятий в малых подгруппах и индивидуальных заданий" - из выступления Т.А.Филипповой.
И это правильно. Гораздо интересней и полезней вовлечение детей в активную познавательную деятельность. Важно чтобы любое занятие давало положительный эмоциональный настрой.
"Ступеньки к школе" - универсальный учебно-методический комплекс, благодаря которому ребенок будет готов к школе интеллектуально, эмоционально и физически.
Наша цель раскрыть потенциал каждого ребенка.
Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений:
1.Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности.
2.Умение решить учебные задачи самостоятельно; с этой целью используется пособие "Мир вокруг от А до Я", с помощью которых ребенок сам может выбрать последовательность решения, работать в своем темпе.
3.Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Данная программа предусматривает формирование этих умений у ребенка уже с ранних лет. Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности.
Самоконтроль - это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь данными объяснениями, с образцами. Такой самоконтроль является основой для развития у ребенка внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и слышит его. Включение самоконтроля в процесс обучения вызывает существенные изменения в способе выполнения задания. Положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха. Ребенку очень важно, то, что он думает о самом себе. Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе. Таким образом, программа «Ступеньки к школе» представляет собой один из возможных вариантов подготовке к обучению дошкольников грамоте. Основное назначение программы: - это оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе ДОУ. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу и делают её увлекательной и интересной.
Изучая данную программу, работая по ней, меняешься сам, меняется отношение к работе, переосмысливаешь весь учебный процесс. Авторы М.М.Безруких и Т.А.Филиппова предлагают базу, материал и не держат в строгих рамках, только так и по-другому нельзя. Наоборот, они приветствуют инициативу педагогов, вариативность и будут рады выслушать предложения по работе.
Участие в проекте "Ступеньки к школе" считаем большой удачей. Благодаря программе "Ступеньки к школе" дошкольное образование должно выйти на современный уровень.
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.