Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Развивающая предметно-пространственная среда. Чтобы обеспечить психологическую защищенность, развитие индивидуальности ребёнка, мы учитываем основное условие построения среды - личностно-ориентированную модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребёнка и перспектив его развития. Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями Госсанэпиднадзора. Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в групповых комнатах согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания.
Задачи оформления:
- реализовать личностно-ориентированную модель воспитания: воспитатель строит общение "глаза в глаза";
- стимулировать развитие игровой деятельности детей (игрушки, атрибуты, модульная мебель, нестандартная архитектура позволит придумывать новые сюжеты игр);
- реализовать потребность в движении (лазанье, прыжки, ловля, ползание);
- развивать самостоятельность (вмешательство взрослых сведено до минимума).
Развивающая предметно-пространственная среда строится с учетом организации деятельности детей:
а) в обучающей деятельности - подбор дидактического материала, который будет соответствовать изучаемой теме;
б) для совместной деятельности воспитателя с детьми. Взрослый дополняет, насыщает, изменяет предметную среду
материалами для игры, рисования, конструирования и других видов деятельности в соответствии с возникшими у детей интересами;
в) для самостоятельной деятельности детей. Создаются условия для развития, творческого самовыражения, осознания себя, кооперации с равными, без взрослых посредников, для свободного упражнения в способах действия и умениях, осмысливании и реализации собственных задач.
Ведется постоянная работа над модернизацией среды, поиск более совершенных форм:
- оборудование кабинетов, групповых комнат современными средствами ТСО;
- обогащение уголков для экспериментально-исследовательской деятельности детей;
- пополнение кабинетов узких специалистов современным дидактическим многофункциональным материалом;
В группах оформлены центры (зоны) художественного творчества, конструктивно-строительный, речевой, познавательно - экспериментальный, экологический, нравственно-патриотический, спортивный, игровой, уединения.
В ДОУ:
• создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию познавательной сферы и сберегающей психофизическое здоровье ребёнка;
• в группах младшего дошкольного возраста собран дидактический и игровой материал по сенсорному развитию детей;
• составлены разнообразные и содержательные развивающие игры;
• помещения групп и холлов оформлены художественными творческими работами детей;
• оборудован логопедический кабинет и педагога-психолога;
• устроены уголки природы в групповых помещениях.
Помещение |
Оборудование, обеспечение |
Возрастные группы |
Создается развивающая предметно-пространственная среда, соответственно возрасту детей; наличие учебно-наглядного и игрового материала по разделам программы: детская художественная литература, иллюстративный материал, игровой для настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных, словестно-дидактических, творческих игр. Материалы для познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности в живой и неживой природе, для изучения основ безопасности и правил дорожного движения. Группы достаточно оснащены необходимым количеством методической литературы по разделам программы (физкультурно-оздоровительная работа, познавательное развитие, социализация, трудовое воспитание, художественное творчество, музыка коммуникация). В некоторых группах отсутствуют технические средства обучения. |
Музыкальный зал |
Образовательный процесс обеспечивается следующим оборудованием: Цифровое пианино-1шт. Музыкальный центр-2шт Магнитофон-1шт. Диапроектор-1шт Подвесной экран-1шт Подборка детских звукозаписей на кассетах и дисках для знакомства детей с разными музыкальными жанрами. Приобретены наборы кукольного театра, декорации для театрализованной деятельности, детские костюмы. |
Спортивный зал | Оснащен для развития двигательной активности детей: Скамья гимнастическая - 2шт. Велотренажер - 2шт. Тренажер "Бегущая по волнам -1шт. Тренажер «Наездник"Беговая дорожка детская механическая -2шт. Гребной тренажер-1шт. Шведская стенка с набором лестниц- 2 шт. Скамья гимнастическая - 2шт. Батут детский - 2шт. Спортивный комплекс - 6 шт. Бревно гимнастическое - 1шт. Стойка для прыжков в высоту - 1шт. Наборы мягких модулей. Имеются мячи разных размеров, кегли, обручи и другой раздаточный материал для детей, нетрадиционное стандартное оборудование для занятий физической культурой, дорожные знаки на стойках |
Кабинет учителя-логопеда | Оснащен учебно-наглядным материалом для становления правильного произношения и становления речи детей (большое зеркало, подборка наглядного материала – сюжетные и предметные картинки по разделам, наборы игр и игрушек для классификации). |
Кабинет педагога-психолога | Не достаточно оснащен сюжетными картинками, дидактическими играми, художественными произведениями нравственного содержания, отсутствуют аудио и видео-материалы. |
В ДОУ созданы необходимые условия использования технических средств, которые помогают педагогам активно использовать их в образовательной деятельности.
В настоящее время в детском саду в состав информационно - технической базы входят: 3 ноутбука, 4 принтера, 5 компьютеров, 2 телевизора, 1 МФУ, 1 сканер, мультимедийное оборудование. Имеется постоянный доступ в Интернет.
МБДОУ детский сад№5 комбинированного вида города Ливны - отдельно стоящее здание, расположено внутри жилого района.
Ближайшее окружение – МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ №4, МБОУ Гимназия, Дом творчества, парковая зона завода Ливгидромаш, кинотеатр "Русь", детская поликлиника.
На территории имеются молодые саженцы деревьев, кустарников, туи, разбиты клумбы и цветники. Имеются теневые навесы, шкафы для хранения игрового оборудования и инвентаря, оборудование для игровой деятельности, для развития основных движений, подвижных и спортивных игр. В детском саду созданы условия для безопасного пребывания детей, как в здании, так и на прилегающей к нему территории.
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к ДОУ территории.
Здание |
Здание детского сада соответствует государственным стандартам пребывания в нем детей дошкольного возраста: достаточное освещение всего сада, отсутствие острых и режущих предметов, все оборудование соответствует возрастным особенностям детей, не представляет опасности жизни и здоровью детям. Учреждение оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, "тревожной кнопкой", установлены на здании 8 камер видеонаблюдения, имеются в наличии первичные средства пожаротушения. В фойе оборудованы навесные ящики для пожарного рукава. Здесь же имеется план эвакуации детей из здания. Требования по охране труда, охране жизни и здоровья детей пожарной и антитеррористической безопасности соблюдается. |
Территория | Территория детского сада огорожена забором. Имеется два выхода с территории детского сада (центральный и хозяйственный). Участки для групп изолированы. На территориях нет предметов опасных для жизни и здоровья детей. |
Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об обеспечении безопасности участников образовательного процесса, является закон РФ "Об образовании", который в пп.3 ч.3 ст.32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности администрации ДОУ по обеспечению безопасности в детском саду являются: пожарная безопасность; антитеррористическая безопасность; обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований; охрана труда. ДОУ в полном объеме обеспечение средствами пожаротушения, соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов.
В соответствии с Федеральным законом и Правилами Пожарной безопасности, на каждом этаже вывешены планы эвакуации людей при пожаре, в течение года с работниками ДОУ систематически проводились плановые инструктажи по охране жизни и здоровья воспитанников, по ПБ, ОТ и ТБ; неоднократно осуществлялись учебно-тренировочные занятия по эвакуации детей и работников ДОУ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Не менее важным направлением является обеспечение комплексной безопасности учреждения, его антитеррористическая защищенность. ДОУ оборудовано системами безопасности: установлены тревожная кнопка для экстренных вызовов, в каждой группе имеется автоматическая пожарная сигнализация. В ДОУ осуществляется контроль за безопасностью со стороны муниципального отделения полиции. Главный вход в учреждение оборудован домофоном. Главной целью по охране труда в ДОУ является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников в процессе труда, воспитания и организованного отдыха, создание оптимального режима труда, обучения и организованного отдыха.
Анализ организация питания в ДОУ
Качественное питание - основа здоровья детей и этому вопросу отводится одно из главных мест в работе руководителя и медицинских работников ДОУ.
Питание пятиразовое (завтрак, второй завтрак в виде соков и фруктов, обед, полдник, ужин).
В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. При составлении меню соблюдаются требования нормативов калорийности и принципа сбалансированности питания. Постоянно проводится витаминизация третьего блюда.
При поставке продуктов строго отслеживается наличие сертификатов качества. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков хранения продуктов возлагается на медсестру и членов бракеражной комиссии.
В ДОУ имеется вся необходимая документация по организации детского питания. На пищеблоке имеется бракеражный журнал. На каждый день пишется меню-раскладка. Приготовление блюд производится в соответствии с технологическими картами.
Анализ накопительной ведомости показывает сбалансированность питания в ДОУ.
Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества.
Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).
По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного.
При этом собственник не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
На выполнение государственных (муниципальных) заданий средства выделяются из соответствующего бюджета. Бюджетным учреждениям средства на выполнение госзадания выделяются в виде субсидий.
Размер субсидии на обеспечение выполнения государственного задания определяется путем суммирования следующих показателей:
· нормативные затраты на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
· нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду).
(Методические рекомендации по расчету нормативных затрат утверждены приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н, № 527)
Выделенные субсидии на 2018 год по плану финансово-хозяйственной деятельности:
· Субсидии на выполнение государственного задания в размере 21662673 рублей;
Средства, поступившие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
за 2018 учебный год:
· родительская плата –3382503,15 рублей;
· питание сотрудников –85359,31 рублей.
Расходы учреждения
Образовательное учреждение, будучи по определению некоммерческой организацией и выполняя образовательную миссию, является одновременно и хозяйствующим субъектом, то есть вступает в различные отношения с другими хозяйствующими субъектами (коммерческими и некоммерческими организациями), осуществляет различные виды деятельности, связанные с получением хозяйственного результата, принимает на себя обязательства, например:
- заключает договоры на ремонт своих помещений, поставку образовательному учреждению воды, тепла, энергии, топлива, закупка игрушек, канцелярии, мебели, хозтоваров и т.д.
Материально-техническая база ДОУ находится в удовлетворительном состоянии, однако сохраняется необходимость пополнять и обновлять среду, оснащать техническими средствами обучения, соответствующими материалами: игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём в соответствии с ФГОС ДО. На территории дошкольного учреждения отсутствует Автогородок для изучения дошкольниками правил дорожной безопасности и профилактики ДДТТ
Оценка библиотечно-информационного обеспечения.
В информационном кабинете имеется подборка библиотечно-информационного обеспечения для педагогов:
‒ журналы "Воспитатель ДОУ", «Логопед», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание» «Инструктор по физкультуре», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Методист ДОУ», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Управление ДОУ»; «Добрая Дорога Детства»;
‒ методическая и художественная литература;
‒ консультативный материала по всем направлениям работы;
‒ официальный сайт ДОУ с необходимыми ссылками на все образовательные порталы;
Библиотечный фонд методического кабинета ежегодно пополняется методической и детской художественной литературой. Учет библиографического фонда ДОУ ведется с помощью картотеки методической и художественной литературы.
В течение года в методическом кабинете организовывались постоянно действующие выставки новинок методической литературы, тематические и по запросам педагогов, постоянно оформлялись стенды информации.
Но в соответствии с требованиями ФГОС методическое обеспечение необходимо дополнить и обновить, уделив особое внимание игровым развивающим технологиям и использованию ИКТ.
Программное обеспечение имеющихся компьютеров позволяет работать с текстовыми редакторами, с Интернет ресурсами, фото, видео-, аудио-материалами и пр. Методическое обеспечение при использовании ИКТ направлено на оказание методической поддержки педагогам в использовании ИКТ, развитие их творческого потенциала.
В ДОУ удовлетворены информационные, учебно-методические образовательные потребности педагогов. Имеющиеся в ДОУ ТСО соответствуют гигиеническим требованиям, но необходимо дополнять рабочие места воспитателей компьютерами.
Оценка учебно-методического обеспечения
МБДОУ детский сад №5 комбинированного вида города Ливны имеет достаточный уровень обеспеченности учебно-воспитательного процесса.
Учебно-методическая оснащенность детского сада соответствует реализуемым образовательным программам. Для эффективного решения образовательных задач по пяти образовательным областям используются образовательные программы и технологии, методические пособия. Педагогические работники используют в своей деятельности методические разработки сотрудников ДОУ, анализ результативности образовательной деятельности.
Заведующей и старшими воспитателями педагогам оказывается помощь в разработке учебно-методической и иной документации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, помощь в освоении и разработке инновационных программ и технологий.
Педагогическим работникам по их запросам выдаются во временное пользование учебные и методические материалы, находящиеся в методическом кабинете. В методическом кабинете собрана библиотека методической литературы и периодической печати. Методическая литература классифицирована по направлениям педагогической деятельности, составлен библиографический каталог. Библиотечный фонд ежегодно пополняется периодической печатью по дошкольному образованию, методической литературой.
В 2018 году приобретены новые демонстрационные и методические пособия в соответствии с комплексно-тематическим планом, игровая полифункциональная мебель, игрушки. В дальнейшем, по мере выпуска новых методических пособий в соответствии с ФГОС ДО, будет проводиться работа по приобретению необходимого методического материала, развивающих игр и др.
В информационно методическом кабинете имеется мультимедийная система, компьютер, сканер, ксерокс, фотоаппарат, однако, этого недостаточно для использования всем педагогам.
Учебно-методическое обеспечение ДОУ соответствует требованиям ФГОС, реализуемыми основной и адаптированными образовательными программами дошкольного образования ДОУ № 5 г. Ливны.
Необходимо продолжать пополнять учебно-методическую базу образовательного учреждения программно-методическим обеспечением в соответствии с ФГОС ДО.